Троицкий камерный хор
Eng Рус


С высоты птичьего полета

Газета "Троицкий вариант", 17 мая, 1996

   Италия — особое место. И, наверное, все, что связано с ней, тоже происходит по-особому. Наш хор побывал в Италии, на IV Международном хоровом конкурсе в Рива-дель-Гарда. Стал лауреатом конкурса, получив серебряные дипломы в двух категориях. Нечто небывалое, удивительное, неожиданное для нас — но, как оказалось, реальное!

   Честно говоря, в то, что эта поездка возможна, до последнего момента боялись поверить даже люди, которые сделали все, чтобы она состоялась. Когда мы посылали заявку на участие в конкурсе, событием казалась сама возможность быть допущенными к участию. Когда же это случилось, встал вопрос: а как же организовать поездку? Хор наш не имеет возможности оплатить мероприятие подобного рода из каких-то лежащих специально для нас на полочке бюджетных денег, и нет богатого дядюшки, который мог бы профинансировать эту поездку. И свои финансы не таковы, чтобы на них добраться до Италии, — так как хористы работают инженерами, научными сотрудниками, преподавателями музыкальных школ — отнюдь не самые денежные профессии по нынешним временам. Но, несмотря ни на что, — искали, думали, добивались...

   Иногда, честно признаться, возникали сомнения: а что это вообще за конкурс? Что это за маленький, судя по описаниям, городок Рива-дель-Гарда, в котором легко должны разместиться приехавшие участники более чем ста хоров — по прикидкам, три-четыре тысячи человек? Что это за организаторы из Германии, проводящие конкурс в Италии (как потом оказалось — многие из них и вовсе венгры)? Забегая вперед скажу, что, все оказалось гораздо лучше, чем можно было вообразить: Рива-дель-Гарда — красивейший небольшой курортный город («курорт для миллионщиков», как сказал кто-то из хористов), в котором в межсезонье прекрасно нашлось место и для проживания хоров, и для проведения концертов.

   Организация конкурса для мероприятия такого масштаба была великолепной — четкий график всех концертов и репетиций, расписанный и соблюдавшийся (!) по минутам, отпечатанные материалы с полной программой конкурса и даже фотографиями всех коллективов, всегда доброжелательные представители оргкомитета, дающие подробные ответы на любой вопрос, кажется, на любом языке (настоящий шок испытал, когда, пытаясь объяснить что-то по-английски одному из членов оргкомитета, услышал в ответ: «Может, проще будет на русском?»; оказалось, он венгр, в свое время учился в Москве в консерватории).

*  *  *

   То, что это чудо — чудо поездки состоялось, заставляет думать, что некоторые вещи происходят не случайно. Познакомиться на семинаре по культуре, о котором узнали за день до его начала, с представителем фонда Сороса в России, получить информацию об оформлении заявок и о том, что еще можно успеть с подачей заявки, и уложиться в срок, подать ее, получить грант в полном объеме, получить ощутимую финансовую поддержку Белого дома (нашего), уладить все формальности с визами, с билетами, постоянно поддерживать связь с организаторами конкурса, решая накладки, неизбежно возникающие в таких ситуациях. репетировать чуть ли не каждый день, потому что возникает вынужденный перерыв в репетициях перед конкурсом. И в конце концов, до конца еще не веря, загружаться в самолет. Прилет в Пизу, всегдашнее удивление при перелете из зимы в весну - после сугробов и дождя зеленая трава и пальмы повсюду, островки нарциссов около каждого дерева — и перед отбытием в Рива-дель-Гарда, где будет проводиться конкурс, сразу, без подготовки, одно из чудес света — Пизанская башня. Удивительнейшее сооружение, толпа народа вокруг, все гуляют, сидят прямо на огромных зеленых газонах — эдакий всемирный пикник! — и ярмарка с сувенирами вокруг архитектурного комплекса — как будто в этом месте происходит какой-то каждодневный праздник, и все приглашены в нем участвовать — англичане, немцы, африканцы, русские... И с этим ошеломляющим чувством едем дальше, и кто-то догадался попросить шофера-итальянца вставить в магнитофон кассету из своего плеера, и все, что проплывает за окном, сливается с прекраснейшей русской хоровой музыкой, звучащей в салоне — как сон, который происходит наяву...

   И, будто бы уже просматривая пленку с фильмом о поездке, выхватывая отдельные кадры с самыми яркими воспоминаниями: открытие конкурса, где наш дирижер управляет сводным хором из всех русских хоров, и солист нашего хора Саша Вдовенко запевает «Подмосковные вечера», и весь зал подхватывает песню- огромный купол церкви св. Марии Ассунты, под которым равно удивительно звучат и «Отче наш» Чайковского, и «Ave Regina» Вильяма Берда; изогнутые улочки Рива-дель-Гарда, на многих из которых нет тротуаров — они просто отделены от проезжий части желтой полосой; онемение, которое вдруг охватывает, когда над домами обычного, красивого европейского города возникает огромная, в полнеба, гора с разрушенным бастионом на ней; чистейшая гладь озера, бесконечно уходящего вдаль; открытые улыбки итальянцев, встречающие тебя, когда ты на секундочку заходишь в пиццерию или магазинчик — как будто ты их гость; мистическая Венеция, которая осталась в памяти даже не как город каналов, а как город масок, отовсюду глядящих на тебя темными отверстиями глаз.

   И когда, стоя в переполненном зале, слушаешь, как собравшиеся люди, больше четырех тысяч человек, поют «Ave Maria» все вместе — итальянцы, норвежцы, англичане, немцы, поляки, русские, литовцы — кто там еще? — то где-то в самой твоей серединочке возникает понимание, что и вправду нет границ в этом мире, кроме тех, что мы сами себе придумали, что люди понимают друг друга, и язык — не единственное средство для этого. Совсем не обязательно знать чужой язык чтобы все понимать. когда происходит ТАКОЕ. (Один из докладов на конференции, проходившей в рамках конкурса. назывался: «Хоровое пение как международный язык общения».) И всплывают в памяти строчки как бы детской песенки Александра Дольского как бы про птиц, летящих в другие страны:


А в небе я понял,
Что нету Японий
И Африк.
Но делят на страны
Весь мир - это странно...
Ведь прав я?

И понял я все же,
Что сверху похожи
Все горы.
Все страны похожи -
Поймете вы тоже
Скоро...

   Но вот уже все закончилось, шаг сделан, этап пройден — и закономерно встает вопрос! ну и что? Что дальше? Если это все, чего мы хотели достичь, то можно уже расходиться по домам: дело сделано. Но если хочется чего-то еще (а ведь хочется же), то понимаешь, что есть еще много вещей, над которыми нужно теперь работать.
Это и профессиональный рост. Конкурс показал, что мы многого уже достигли в своем развитии. Но мы и познакомились там с работой коллективов, которые гораздо выше нас по профессиональному уровню, мы увидели, к чему можно стремиться.
Это и качественная запись. Без этого трудно объяснять людям и организациям, от которых зависит наше продвижение, что мы есть, как мы поем. Опять же, есть потребность зафиксировать все то, что мы уже наработали.
Чтобы люди, пришедшие к нам на концерт, получили возможность потом вспомнить понравившуюся им музыку, прослушав компакт-диск или кассету.

   Это — и продолжение решения финансовых вопросов. Замечательно, когда все делается на голом энтузиазме, но если отношение к делу уже давно стало профессиональным, то закономерной можно считать постановку вопроса о том, что люди могут и должны за это получать деньги. Да и просто многие вещи, для того, чтобы их сделать, требуют денег: та же запись, материалы о хоре, сделанные на хорошем полиграфическом уровне — буклеты, открытки и т.д. Это и новые контакты, поездки в другие города и страны. Чем шире оказывается география мест, где уже побывал, тем четче ощущаешь, что эти поездки — не просто род туризма через культуру (хотя и это, в общем-то, интересно), но приобретение новых граней в своем творчестве. Общаясь с коллективами из других стран, перенимаешь их культурные традиции, их отношение к делу, открываешь для себя новые культурные пласты, начинаешь понимать: мир, где мы живем, — один мир, и мы — это часть его. Знание, которое стоит многого!

   Подводя черту, понимаешь — эта поездка была бы невозможна без:
— людей, которые верят в то, что если хочется чего-то достичь и работать над этим, то обязательно добьешься своей цели — и добиваются ее;
— людей, которые помогают другим — потому что стоит другим помогать;
— людей, которые стремятся к совершенству во всем и приближаются к вершине, ступенька за ступенькой;
— и конечно же, сумасшедших людей, которые дважды в неделю собираются на репетиции, оставляя все свои дела, которых у них не меньше, чем у прочих, дают концерты, часто ездя на них даже за свой счет, делают дело, заставляющее слушателей, пришедших на концерт, почувствовать, что есть МУЗЫКА, которая творится тут же, рядом, и что наша жизнь — не только повседневная суета, засасывающая и пожирающая все благие намерения, но возможность реализовать себя, прикасаясь к делам вечным.

С. Коневских

   Коллектив хора выражает благодарность Администрации города, фирме «Экотехнололис» и «Институту открытое Общество" (Московское представительство Фонда Сороса) за финансовую поддержку и приглашает всех жителей города на творческий вечер в воскресенье, 19 мая в 19-ОО, в ДУ на 41-м километре.


  © Троицкий камерный хор, 2001-2003 г.