Троицкий камерный хор
Eng Рус


Поездка в Швецию 2002

Газета "Троицкий вариант", Июнь-август, 2002

   В апреле нынешнего года наш хор ездил с гастрольной поездкой в Швецию, в Стокгольм. Эта поездка была приурочена к ежегодной Ассамблее Ротари-дистрикта (округа) 2350, куда входит и Ротари-клуб нашего города. Именно поэтому и сама поездка, и гастроли в Швеции были организованы Троицким Ротари-клубом и Ротари-клубами Швеции. В поездке участвовал Троицкий камерный хор и 12 членов Троицкого Ротари-клуба.

   К этой поездке хор специально подготовил программу из произведений русской хоровой классики - Чайковский, Гречанинов, Иванов-Радкевич. Кроме того, по просьбе шведской стороны хор разучил несколько произведений на шведском языке - шведские народные песни. Также предполагалось, что на одном из концертов выступит хоровой ансамбль, который подготовил отдельную программу из джазовых произведений.
   Так как Ассамблеи ротарианских округов - это одно из наиболее важных мероприятий в жизни каждого округа, то и подготовка к ним ведется значительно серьезнее, чем к любому другому ротарианскому мероприятию. Поэтому мы старались подготовиться максимально тщательно. Репетиции трижды в неделю, концерты, на которых шла обкатка программы, пошив костюмов - хлопоты, хлопоты, хлопоты... Но вот все приготовления уже позади. Впереди дорога.

   Сначала на поезде мы доехали до Питера. Там мы провели целый день (свободная программа - каждый использовал время по своему усмотрению), потом вечером сели в автобус, на котором отправились в Финляндию. Нельзя сказать, что сон в автобусе - комфортная штука, тем более, что когда часа в 3 ночи мы подъехали к границе Финляндии, то всем пришлось выйти наружу - таможня, проверка паспортов и так далее.
   Но уже утром, после полубессонной ночи, у нас должен был быть первый концерт в Хельсинки, в знаменитой «церкви в скале». При этом, к сожалению, не было известно точно, состоится он или нет. Была только предварительная договоренность, что этот концерт возможен, и в связи с этим туда были отправлены афиши хора с не проставленным временем. Мы знали только одно - что надо подъехать к церкви к 10 утра, когда она открывается, и уже там мы все узнаем. Когда мы подъехали к церкви, то еще издалека увидели нашу афишу. Значит, они нас ждут, и концерт должен состояться. И каково же было наше удивление, когда мы подошли поближе и увидели, что начало концерта - в 10 часов! То есть, уже несколько минут, как он должен идти! Мы обратились к служителю, и он пояснил нам, что они поняли, что 1000 - это время, когда мы хотим начать, и они, соответственно, вписали это время в афишу. Но что у нас в общем-то есть время переодеться и выйти на сцену - до 1115 она в нашем распоряжении.
   И народ оперативно полез за своими костюмами - а они ведь тоже лежали в чемоданах и чувствовали себя не лучшим образом, а также за нотами. Но через 10 минут все в концертных костюмах уже стояли на сцене, раскладывали произведения для предстоящей программы и пробовали зал - надо хотя бы немного понять, как он звучит. В итоге, из-за этой неизбежной задержки, мы начали где-то позже на полчаса. В целом полного удовлетворения от этого концерта не было. Хотя, конечно, мы старались показать лучшее, на что способны, а кроме того, сама необычная атмосфера этой церкви и прекрасная акустика создавали своеобразный антураж и заставляли предположить, что на самом деле хор звучит неплохо. (Вообще, любые поездки - это волнение: насколько ты готов, как тебя воспримут, как сложатся выступления? И ответ получаешь только, когда хотя бы несколько концертов уже позади, когда можешь настроиться соответственно и понять, как и что лучше делать. И конечно же, мысли - а как все пройдет в Швеции, оправдаем ли ожидания, все ли будет хорошо?)

   После этого отчасти неожиданного концерта - небольшая автобусная экскурсия по Хельсинки, а потом 2 часа свободного времени, когда можно просто побродить по улицам города и осмотреть интересные места. В 4 часа дня - отправление из Хельсинки: наш паром до Швеции отходит из Турку, и надо доехать туда. Дорога - несколько часов. Но проходит она просто замечательно: когда едет хор, то это и время попеть песни, и просто поговорить. А на одной из остановок самые крепкие бойцы из хора даже искупались - это было то же самое место, на котором автобус с хором останавливался 3 года назад, во время поездки на хоровой конкурс в Тампере (правда, та поездка была уже в июне, когда было гораздо теплее, - но что такое снег на берегу для настоящих мучачо?). Уже к вечеру мы поднимаемся на борт парома и понимаем, что теперь уже совсем недолго до места назначения. После двух дней пути все были настолько уставшими, что хотелось только принять душ и завалиться спать, что, собственно, все и проделали.

   Но уже наутро все были на ногах: паром прибыл в порт Стокгольма. Там нас уже встречали. Представительница Российско-шведского Ротари-округа, очаровательная Сюзанна Бреннинг, которая и готовила эту поездку со шведской стороны, и Ингвар Маттссон - президент 2002-2003 гг. Российско-шведского Ротари-округа 2350. Встреча на таком высоком уровне - это очень почетно и ко многому обязывает: наши шведские хозяева лишний раз хотели подчеркнуть важность нашей поездки для укрепления российско-шведских контактов в Ротари.
   Это действительно важно, так как ротарианская жизнь наших российских ротарианцев в российско-шведском округе будет продолжаться только до 2004 года. Как решил Ротари-Интернэшнл, после этого периода в России будет образован Российский округ, объединяющий только российские клубы нашей Европейской части. И шведы помогают своим российским друзьям-ротарианцам как только могут. Но еще, шведы хотят, чтобы после образования российского Ротари округа связи между нашими Ротари-клубами, между нашими людьми не прервались. Ротарианцы - одна семья, тем более пожившая вместе, как российские и шведские клубы.
   Итак, первый пункт программы - мы все едем в гости к Сюзанне. Там мы пьем кофе и знакомимся с некоторыми представителями Стокгольмского Ротари-клуба. И там же - первое импровизированное выступление на шведской земле. И мы понимаем: все будет хорошо! Таких благодарных слушателей, как шведские ротарианцы, надо поискать. Причем слушают нас заинтересованно и вполне профессионально, ведь в прошлом Сюзанна - известная оперная певица. (Собственно, это была одна из причин, по которым Сюзанна с таким энтузиазмом подключилась к программе организации гастролей Троицкого камерного хора.) Тут же происходят первые знакомства, и кроме всего прочего мы получаем возможность, наконец-то, проверить, насколько правильно мы произносим слова тех шведских песен, которые мы подготовили.

   Как написал в своем благодарственном письме Игорю Либину бывший губернатор Ротарианского округа 2350 Карл Вернерссон, «Я очень признателен Вашему клубу за великолепную идею организовать эти гастроли и за ее осуществление. Я готовлю большую статью о Троицком камерном хоре для общескандинавского Ротарианского журнала и о Вашем великолепном хоре узнают не только шведы, но и датчане, норвежцы, голландцы...— это 60 тысяч читателей. Я надеюсь вместе с Вами еще раз организовать гастроли Вашего замечательного хора по Швеции и Скандинавии, возможно, к дате образования российского ротарианского округа».

   Ведущей всех наших концертов была Сюзанна. Она прекрасно работала, задавая слушателям нужный настрой для восприятия музыки, рассказывала о произведениях, которые мы исполняем, о композиторах, их сочинивших. Было просто невозможно плохо спеть после ее введения — настолько обаятельно и блестяще она вела концерт. Кроме этого, на каждом из концертов она рассказывала о большой и благородной программе, которую в настоящий момент ведет «Rotary International» — программе по борьбе с полиомиелитом, которая называется «Полио-Плюс». И наши выступления были не только способом познакомить шведов с русской музыкой, но и возможностью участвовать в финансировании борьбы с этой страшной болезнью — все сборы от проданных билетов и пожертвования, которые делали слушатели после концертов, направлялись именно на это благородное дело. Как сказал один из руководителей «Rotary International» на заключительной встрече, на наших концертах было собрано больше восьми тысяч долларов, которые явились весомым вкладом в программу Ротари «Полио-Плюс».
   Был также еще один, может быть, не очень большой, но очень важный концерт, который прошел на самой Ассамблее Ротарианского округа 2350, в которой участвовали все Ротари-клубы Швеции и Троицкий Ротари-клуб. На этом концерте прозвучала еще одна шведская песня, которую подготовил мужской квартет из состава хора и которая была исполнена совместно с губернатором Ротари-округа 2350 Ингваром Маттссоном. У Ингвара прекрасный бас, и, как оказалось, в прошлом он пел в одном из мужских хоров. Этот номер вызвал настоящую овацию у слушателей — не все знали, что он еще и замечательно поет.
   Кроме больших концертов практически каждый день у нас происходили встречи с ротарианцами из различных клубов теперь уже «нашего» Ротарианского округа 2350, которых, как нам показалось, в Швеции очень и очень много. Во время этих встреч, включавших обязательную протокольную часть и обед, предполагалось выступление хора, мини-концерт — примерно 5-6 произведений. Поэтому в итоге у нас каждый день было по крайней мере по 2 концерта, не считая импровизированных выступлений, — довольно напряженная программа.

   Мы настолько были заняты встречами и концертами, что собственно времени на прогулки по улицам Стокгольма почти не было. И хотя наши шведские друзья устроили для нас и замечательную автобусную экскурсию по Стокгольму, и обстоятельные экскурсии по тем городам, где у нас были концерты (причем все это на русском языке!), но в целом программа была настолько плотная, что на прогулку по Стокгольму была выделена только часть дня перед концертом в Стокгольме. Причем все желающие могли присоединиться к организованной программе — посетить Парк Скансен, ну а остальные могли выбрать маршрут самостоятельно.
   Нам очень хотелось посетить музей Астрид Линдгрен. Ведь, честно говоря, очень у многих в России при мысли о Швеции прежде всего в голову приходит замечательный персонаж доброй и мудрой сказочницы — «в меру упитанный мужчина в самом расцвете сил», Карлсон, который живет на крыше. (Кстати, во время самой первой автобусной экскурсии переводчица, прекрасно говорившая по-русски, расстроила нас, сказав, что в Швеции нет такого сувенира, как фигурка Карлсона. Есть куча кукол, связанных с Пэппи, или, как на самом деле более правильно ее называть, Пиппи Длинный чулок, а вот Карлсону не повезло — ну, нету его там! (Правда, мы не растерялись и предложили наладить экспорт Карлсонов из России, что было очень благосклонно и с пониманием воспринято.)

   И поэтому, когда у нас появилась свободная минутка, то мы направились прямо в этот музей! И надо сказать, не пожалели. Потому что никогда еще нам не приходилось бывать в музее, который сделан с такой любовью к детям. Все экспонаты там можно было трогать, шевелить, крутить, прыгать на них, кататься. Там был настоящий домик Пиппи Длинныйчулок, и даже комнатка, через окошко которой можно было видеть ноги в ботинках, лежащие на подушке. (Какой-то маленький мальчуган все дергал за ручку двери и звал: "Pippi, Pippi!.." и, наверное, удивлялся, что она не открывает.)
   Еще там был "Волшебный поезд" - удивительные подвесные вагончики наподобие фуникулера, которые двигались по причудливой траектории то вверх, то вниз. С помощью этого поезда можно было побывать во всех сказках Линдгрен - вагончик подъезжает к очередной сцене из книжки Астрид, и вы видите персонажей, слышите комментарии, причем на русском языке (мы специально об этом попросили), и даже звучат голоса героев! Потом вагончик едет дальше. В этом удивительном путешествии вы абсолютно теряете чувство времени и пространства. Причем, что очень меня удивило - оказалось, что так много сказок Линдгрен я еще не знаю! И грустная, трогательная сказка про Сухарика, мальчика-инвалида, и истории про жизнь на одном из хуторов недалеко от Стокгольма, и многое, что просто не запомнилось...

   (Потом, когда я вернулся в Троицк, я взялся перечитывать сказку про Эмиля из Леннеберги - одну из любимых сказок детства. Оказалось, что книжка воспринимается совершенно по-другому, когда уже побывал в этой стране: и эти каменистые, красивые места, которые прямо-таки встают перед глазами при чтении, и события, которые стали связываться с историей страны, которую узнал лучше, побывав там, и сами люди - светловолосые, неторопливые, обстоятельные крестьяне с хутора, и очаровательные озорные детишки...)
   А один из залов этого музея, Мюлленбек - это мельница из еще одной книжки, где жил удивительный мальчишка-пилот, летавший на собственном самолете, - и вовсе посвящен тому, что любой ребенок, пришедший туда, может заняться забиванием гвоздей прямо в верстак или в модель аэроплана, лазанием по почти настоящему самолету, ковырянием в моторе автомобиля - и только родителям надо следить, чтобы все было в порядке, и все пальцы были целы и штаны не испачкались в машинном масле (о чем честно предупреждает надпись на табличке у входа в зал).
   А если вы устали и проголодались, то всегда можно зайти в кафе, где вас накормят блинами Пиппи, специальными колбасками, а также теми самыми плюшками с корицей или, к примеру, мороженым, которое так любит Карлсон.

   А когда мы вышли из этого сказочного музея и отправились бродить по улицам города, то неожиданно увидели не менее удивительный трамвай. Один его вагон был обычным, а другой - уютным кафе, где вас могут напоить кофе или чаем и дадут еще булку в придачу. И на нем можно кататься сколько хочешь, пока не надоест. А ездит он по всему центру Стокгольма, так что можно увидеть все интересные здания и места города.
   Мы пару раз проехали на этом чудесном трамвае туда и обратно. Ну, а после уже пора было подтягиваться к месту встречи, чтобы идти на концерт.
   Вот такое вот маленькое чудо, которое уместилось в полдня жизни в Стокгольме. А у других людей были их собственные чудеса - мы потом с удовольствием разглядывали фотографии красивейших мест в Скансен-парке, и бутылочки из стекла, которые делают там же, при вас, и фотографию картины из музея, которую тайком кто-то сфотографировал - она настолько поразила воображение, что можно было даже пренебречь запретом на съемку.

   И за эти, а также все прочие чудеса, которые случились с нами в этой поездке, хочется поблагодарить наших шведских друзей, которые сделали так много для того, чтобы наш приезд в Стокгольм стал реальностью. И прежде всего Сюзанну Бреннер, которая опекала нас буквально каждый день. Окончательно она меня поразила, когда уже в последний день кто-то из хора отстал в очередном отеле и автобус чуть не уехал без него. И когда мы с ней бросились разыскивать человека и обнаружили его, то я вдруг увидел, что она улыбается! Не сердится, не злится - только улыбка! Так улыбаются шалостям детей, даже серьезно напроказивших. И это при том, что она, конечно же, устала на полную катушку - она работала, не жалея себя. Спасибо, Сюзанна!
   Спасибо Стигу Йонссону, который спонсировал наше пребывание в Швеции, а также бывал на многих наших концертах. Спасибо Ингвару Маттссону и Карлу Вернерсону, нашим опекунам и благодарным слушателям. Кстати, именно Карл оказался тем человеком, который, послушав когда-то компакт нашего хора, решил, что наш хор обязательно должен выступить в Швеции.

   Спасибо им всем!

   И спасибо Троицкому Ротари-клубу, который организовал эту поездку. Отдельное спасибо Ирине Кареловой и Татьяне Кузькиной, которые отвечали за организацию поездки хора в Швецию с российской стороны, а также Игорю Либину, который, хотя и не ездил с нами, был как бы моторчиком, двигателем этой поездки здесь, в России.
   Мы так подружились с членами Троицкого Ротари-клуба, что стали воспринимать их как часть нашей хоровой команды. И уже потом, в Троицке, мы с большой радостью встретились вместе, чтобы обсудить итоги этой поездки. Более того, когда в мае в гости к хору приехала японская делегация с ответным визитом после наших октябрьских гастролей в Японии, то члены Ротари-клуба оказали большую помощь в их приеме и организации для них культурной программы. За это особенно хотелось бы поблагодарить Сурена Григоряна и Ирину Карелову.

   Мы надеемся, что Швеция, которая в эти дни была такой солнечной и приветливой, запомнила нас так же, как и мы запомнили ее. И что мы еще раз приедем в эти места, такие красивые и благодарные.

Лариса и Сергей Коневских


  © Троицкий камерный хор, 2001-2003 г.